Схема системы смазки двигателя ЗИЛ 130

Система смазки комбинированная. Из картера 1 масло через маслоприемник 2 засасывается насосом 4 и по каналу в задней перегородке блока подается к центробежному масляному фильтру (полнопоточной центрифуге) 6 и далее через распределительную камеру 5 в два продольных магистральных канала 9 и 14. Из левого канала 9 масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. По сверлениям в щеках коленчатого вала масло подается к шатунным подшипникам. Через отверстия в нижних головках шатунов при совпадении их со сверлениями в шейках коленчатого вала масло выбрызгивается на стенки цилиндров. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом, через отверстия в кольцевой канавке подается внутрь поршня и смазывает поршневой палец в его опорах (бобышках).

Из правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. От средней шейки распределительного вала масло поступает в каналы головок блока цилиндров. Из каждого канала масло через паз у основания стойки оси коромысел и кольцевой зазор болта крепления стойки подается внутрь оси, через отверстия в. ее стенке поступает к втулкам коромысел и по каналам в коротких плечах коромысел попадает на сферические концы штанг и клапаны. К механизмам вращения выпускных клапанов масло поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются из продольных магистральных каналов.

Полнопоточная центрифуга устанавливается вместо двух фильтров, имеющихся на двигателях ЗИЛ130 (131) более ранних выпусков: пластинчатощелевого фильтра грубой очистки, включенного в систему последовательно, и центробежного фильтра тонкой очистки, включенного в систему параллельно. Заправочная емкость системы смазки вместе с радиатором 8,5 л.

Давление масла в системе смазки прогретого двигателя на средних нагрузках должно находиться в пределах от 1,5 кгс см2 до 3 кгс см2, на холостом ходу не менее 0,5 кгс см2.

Система смазки двигателя ЗИЛ131 отличается наличием разъемного масляного картера (поддона) и увеличенной до 9,5 л емкостью.

Приборы системы смазки. Масляный насос 13 (см. 22) двигателя шестеренчатый, односекционный. В конструкцию насоса входят: корпус, крышка, вал, ведущая и ведомая цилиндрические шестерни и редукционный клапан плунжерного типа, предохраняющий систему смазки от чрезмерного повышения давления. Насос установлен с правой стороны двигателя и приводится в действие через пару шестерен от распределительного вала. Насос имеет маслоприемник плавающего типа с сетчатым фильтром. Если применяется двухсекционный насос, то его верхняя секция подает масло в главную магистраль системы смазки, а нижняя — в фильтр центробежной очистки.

У односекционного насоса редукционный клапан установлен в крышке корпуса. У двухсекционного клапан 7 верхней секции размещен в картере двигателя, а клапан нижней секции — в корпусе насоса. Клапаны отрегулированы на заводе и в эксплуатации не регулируются.

Если при включенных масляных радиаторах (теплообменнике) давление в системе смазки станет ниже установленной нормы (1 кгс см2), то закроется предохранительный клапан 8 (см.смотреть статью под номером22 и 23). Радиаторы (теплообменник) отключатся, объем для циркуляции масла уменьшится, и давление в системе смазки возрастет.

Масляный насос двигателя ЗИЛ130 (ЗИЛ131) шестеренчатый, двухсекционный. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки через фильтр центробежной очистки, а нижняя секция— в масляный радиатор. Привод насоса осуществляется от распределительного вала двигателя. В крышку насоса встроен редукционный клапан, перепускающий масло из полости давления в полость всасывания при увеличении давления свыше 3,2 кгс см2. Нижняя секция имеет шариковый перепускной клапан, отрегулированный на давление 1,2 кгс см2. Спонсор статьи предлагает  запчасти для японских автомобилей и запчасти для японских грузовиков.


25.09.2020