Лицо эпохи

Особенно нравилась фара-искатель, установленная слева, чтобы ей мог орудовать водитель. Детское воображение рисовало романтические полотна: темный лес или спящий город, фара шарит по округе, выхватывая загадочные переплетения веток или номера домов. Те, кто сидят в газике, наверняка едут кого-то спасать, а может, и задерживать...
Этот гибридный автомобиль многие годы смотрел на мир большими, «широко открытыми» фарами. Не наивно, скорее строго, но честно. Это взгляд друга — искреннего, всегда говорящего правду в лицо, но в любую минуту готового помочь. С таким не пропадешь.
Те, кто проектировал автомобиль, призванный сменить ГАЗ-67 (группу возглавлял Г. М. Вассерман), вряд ли думал, что машина простоит на конвейере почти четверть века. К слову, «67-й», несмотря на войну и послевоенные трудности, выпускали вдвое меньше. Но уж что конструкторы Газа точно знали: солдаты и крестьяне — тоже люди, им нужен автомобиль хоть с какими-то минимальными удобствами.
ГАЗ-69 получил двери с брезентовыми боковинами, электростеклоочистители и даже отопитель! Правда, вентилятора у печки не было, теплый воздух
шел в салон (не очень, впрочем, подходящий термин для этого автомобиля) лишь на ходу. И все же по сравнению с «67-м» это — огромный прогресс. А ведь автомобиль имел и амортизаторы двухстороннего действия, и даже коробку передач с синхронизаторами на 2-й и 3-й. Силовой агрегат — двигатель объемом 2,1 л мощностью 52 л.с. и трехступенчатая коробка «69-го» — был унифицирован с «победовскими». Мощность и момент мотора пониже, не впервые легковую машину повышенной проходимости выпускали в двух модификациях. Основной считали ГАЗ-69 с лавками по бортам кузова, которые можно было убрать, превратив автомобиль в грузовик. Общая вместимость — восемь человек. Почти отделение. Модификация 69А, выпуск которой начали в 1954-м, более легковая: четыре двери, сзади «начальственный», пусть и не идеально комфортный, диван. Такую машину предназначали старшим офицерам, председателям колхозов и даже высшим эшелонам районного начальства. Но ни в скорости, ни в проходимости «69-й» предку практически не проигрывал, был даже экономичней. Хорошие тяговые качества обеспечивала понижающая передача 2,78.
Первые образцы ГАЗ-69 по имени «Труженик» появились еще в 1948-м. Но на доводку машины и подготовку производства ушло почти пять лет. Первые серийные автомобили ГАЗ вышли в 1953-м, когда в стране начиналась новая эпоха. Только о ее начале пока мало кто догадывался.
От оттепели до застоя
Лично мне в детстве особенно нравились «69-е» светло-серого или — еще лучше — бежевого окраса. Эти кодеры в отличие от набившего оскомину темно-зеленого казались очень нарядными и особенно подходящими глазастому газику...


05.12.2020