Работоспособность двигателя

Работоспособность двигателя характеризуется главным образом мощностными показателями, расходом топлива и масла, пусковыми качествами, обеспечением санитарных требований. Как показали массовые обследования двигателей, проведенные в шестидесятых годах, мощность и удельный расход топлива двигателей тракторов МТЗ-50, Т-130, Т-4 при наработке 2000...2500 моточасов и значительных износах после устранення нарушений регулировок в системе питания являются весьма стабильными. Отклонения, как правило, находились в пределах 2,5 %. По данным ГОСНИТИ, при достижении тракторным двигателем предельных износов по цилиндропоршневой группе понижение мощности не превышает 5 %. Необходимость капитального ремонта возникает не по причине понижения мощностных и топливных показателей, а главным образом по другим причинам. К ним следует отнести стуки, повышенный расход масла, быстрое старение масла, увеличение прорыва газов в картер и повышение токсичных составляющих в отработавших газах, трудность пуска, неустойчивую работу на малых оборотах, форсированный износ и опасность аварийной ситуации. Обратимся к работам, относящимся к семидесятым годам.

Стендовой проверкой двигателей, снятых с автомобилей, было установлено, что после длительной эксплуатации мощность и топливная экономичность понижаются, при этом увеличивается дымность отработавших газов. Понижение мощности достигает 8,3 %. При установке на двигатели контрольных комплектов топливной аппаратуры максимальное понижение мощности (по сравнению с новым) составляет 5 %, а повышение удельного расхода топлива не превышает 4 %. После того как топливная аппаратура двигателя была приведена в порядок и отрегулирована, мощностные показатели, как правило, были не хуже, чем при работе с контрольной топливной аппаратурой. Даже у двигателей с большой величиной износа деталей цилиндро-поршневой группы не отмечается падения мощностных и топливных показателей более чем на 5 % при нормальном состоянии топливной аппаратуры. Существенное ухудшение мощностных и топливных показателей в эксплуатации объясняется в первую очередь изменением технического состояния и рабочих параметров топливной аппаратуры и очень мало зависит от износа двигателя. В процессе эксплуатации с улучшением приработки деталей расход масла несколько снижается и достигает 0,7...0,8 % от расхода топлива (для новых двигателей — около 1,5 %). Стабилизация расхода наступает через 10... 15 тыс. км пробега и сохраняется до 150 тыс. км пробега и более. При пробеге 200 тыс. км относительный расход масла увеличился до 2 %. Тенденция к увеличению расхода масла наблюдается при возрастании износа гильзы и поршневого кольца по радиальной толщине. Особенно четко просматривается зависимость повышения расхода масла от величины зазора между первым компрессионным кольцом и канавкой поршня при его верхнем положении. Существенное возрастание расхода масла и резкое ухудшение пусковых качеств наблюдаются при достижении торцевым зазором между первым кольцом и канавкой поршня значения 0,65...0,70 мм. Давление сжатия на пусковой частоте вращения понижается до 2,4 МПа. Указанной выше величины зазор достигал при пробеге около 200 тыс. км.


25.09.2020